Экспресс доставка в России – сложности и надежды

Российский рынок всегда манил иностранные компании. Низкая конкуренция, большой неудовлетворенный спрос на товары и услуги привел в Россию немало организаций, привыкших вести бизнес по правилам собственной страны. Однако в своем стремлении завоевать новые рынки компании столкнулись с немалыми сложностями. Служба доставки не стала исключением.

Первое, что обнаружили западные компании, – крайне низкий уровень развития транспортной инфраструктуры. Это привело к отсеву небольших организаций, не имеющих достаточно мощной материально-технической базы. Компания, имеющая собственный самолет, добьется в России куда больших успехов, чем та, в распоряжении которой есть только автомобили.

Следующей сложностью, которую выявила экспресс почта, стала ненадежность того транспорта, который все-таки имелся. Российская железная дорога, являющаяся абсолютным монополистом, расставляет приоритеты грузов в собственном порядке, который совершенно непонятен грузоотправителям. Можно, конечно, предположить, что в первую очередь РЖД доставляет высокодоходные грузы, но на практике это часто перекрывается личными интересами различных местечковых начальников.

Все это привело к снижению стандартов работы курьерских служб, они больше не могли с полной вероятностью гарантировать клиенту своевременную доставку.

Те, кто остался на российском рынке после этих неприятных открытий, столкнулись с проблемой огромных российских территорий. Стало очевидно, что необходимо открывать собственные региональные отделения. Так, компания Flippost на сегодняшний день располагает сетью более чем из 70 подразделений. Если учесть, что в открытие одного регионального отдела требуется инвестировать не менее 50 тысяч долларов, стало очевидным, что в России выживут только сильнейшие.

Однако ситуация выглядит не так пессимистично, как может показаться со стороны. На сегодняшний день в российских регионах появилось немало местных компаний. У них пока нет строгих стандартов работы, им далеко до Flippost с ее надежностью и огромным опытом логистики, но они знают все местные особенности, и умеют обернуть их себе на пользу.

Первое, что сделали новые организации, стали вводить различные дополнительные услуги. Если у компании всего лишь сотни клиентов, а не сотни тысяч, как у Flippost, то она может себе позволить индивидуальный подход к каждому из них. Таким образом, сложилась ситуация, в которой крупные службы доставки предлагают мелким клиентам «коробочный продукт», а мелкие ищут для каждого эксклюзивное решение.

Затем российские службы доставки стали открывать представительства в собственных областях и республиках. Это позволяет, с одной стороны, усилить присутствие в регионе и выиграть часть рынка у конкурентов, а, с другой, не требует столь серьезных затрат, как открытие департамента за тридевять земель.

Надвинувшийся кризис замедлил рост бизнеса, а с ним упал и спрос на услуги доставки. Однако прогнозы показывают, что службы доставки намерены сместить центр активности на рынок В2С, а значит, будущее у них будет вполне многообещающим.

Поделиться с друзьями: