Технологии трансформации снятого изображения

Изображение на экране при всей его психологической точности всегда отличается от реальности. Эти различия связаны не только с самой природой кинематографического изображения (рамками кадра, двухмерностью и т.п.), а и с той интерпретацией реальности, которую осуществляют создатели фильма, и в первую очередь режиссер и оператор, выбирая съемочные приемы и характер освещения и соответствующую технику для ее реализации.

Различия, привнесенные в изображение, в большинстве случаев кажутся незаметными, но именно они во многом создают ауру художественности кинематографического изображения и авторский стиль. В отдельных случаях эти различия целенаправленно делаются заметными и используются как художественный прием.

Творческая интерпретация реальности ранее осуществлялась только в процессе съемок и видеомонтажа, но с появлением техники и технологий, позволяющих качественно переводить (сканировать) изображение с кинопленки на видеоноситель, его компьютерной обработки и последующим выводом с видеоносителя на кинопленку появилась возможность изменять уже снятое изображение.

Эти технологии значительно расширили возможности создателей фильма и даже позволили исправлять некоторые недостатки, возникшие во время съемки.

Сканирование осуществляется на установках, называющихся фильм-сканерами. Среди них наибольшее распространение получили фильм-сканеры фирм «Arri», «Cintel», «Kinoton», «Tompson», «da Vinci». В процессе сканирования негатив просвечивается источником света, и прошедший через негатив световой поток фиксируется светоприемником-матрицей, преобразующий свет в электрические сигналы.

В зависимости от конструкции сканера у него могут быть одна или три матрицы, позволяющие записать три цветоразностных сигнала (красный, зеленый и синий). Современный фильм-сканер обеспечивает перевод на цифровой носитель изображения с пленки любого формата. Для старых, архивных пленок, имеющих значительную усадку, предусмотрена возможность точного позиционирования каждого кадра, чтобы избежать неустойчивости изображения.

Уже на стадии перевода изображения с негатива на видеоноситель возможно произвести световую и цветовую коррекцию изображения, увеличить масштаб, произвести выборочное копирование отдельных фрагментов негатива.

В большинстве моделей фильм-сканеров предусмотрена функция удаление в видеоизображении царапины и потертости, имеющиеся на кинопленке, за счет ее дополнительного просвечивания инфракрасным светом.

Основным критерием качества перевода с кинопленки на видеоноситель является степень разрешения, которое определяется количеством элементов изображения. Сокращенно эта величина обозначается термином К. Так, 1К соответствует передаче 1024 строк по 1280 точек в каждой строке, 2К — 2048 и 1080, а 4К — 4096 на 2160.

Разрешение отдельного четырехперфорационного кадра на 35-мм кинопленке в зависимости от типа негативной пленки соответствует величине от 2 до 4К. Большинство моделей фильм-сканеров способны обеспечить перевод на видеоноситель с таким разрешением, что позволяет полностью перенести всю информацию с кинопленки.

Обычно при сканировании проявленного негатива, так называемого текущего материала, который будет использоваться для монтажа и дальнейших звукотехнических работ, используется разрешение, соответствующее разрешению монитора монтажного комплекса или разрешение 1 К.

В высоком разрешении сканирование производится на стадии изготовления копий фильма по технологии «Цифровой интермедиэйт» (DI). Технологическая цепочка DI включает в себя составление специального монтажного паспорта по смонтированному изображению (паспорт ЕДЛ составляется по идентификационным номерам кей-кода), отбор соответствующих планов из общего массива снятой негативной пленки.

Сканирование с высоким разрешением (обычно не менее 2 К, каждый монтажный кадр с исправлением недостатков изображения — повышением резкости, уменьшения зернистости, удалением механических царапин, потертостей и других повреждений), перевод изображения каждого монтажного кадра в память компьютера в виде отдельного файла и окончательный, чистовой, компьютерный монтаж.

При необходимости сканированное изображение может быть подвергнуто компьютерной обработке для создания соответствующих видеоэффектов, добавления или замены отдельных фрагментов изображения. При использовании DI-технологии кадры с компьютерными, визуальными эффектами, минуя стадию вывода на кинопленку, непосредственно с магнитных носителей переносятся в общий массив компьютерных файлов изображения.

Поделиться с друзьями: