Самый дорогой советский автомобиль

Самый дорогой советский автомобиль

При зарплате в 150-200 рублей советскому человеку было почти невозможно приобрести хороший автомобиль. Но люди как-то ухитрялись покупать. Продавая оставшиеся от прадедов золотые червонцы, а от дедов — ордена Ленина, занимая деньги.

Всем известно, что в 1970-1980-х гг. на месте своей работы за машиной стояли в очереди. Но очереди тоже бывали разные. Например, для учителя или рабочего военного завода. Если первый мог ждать всю жизнь и ничего не дождаться, то второй мог раз в три года покупать «Ладу». Затем снова вставать в очередь и ещё через три года, продав на рынке свою старую дороже госцены, получить новую дешевле. Очередь на оборонных предприятиях шла быстро.

«Москвичи» и «Запорожцы»,  которые в те годы предлагал советский автопром, спросом не пользовались, и их можно было свободно купить в магазине. Так ижевский 412-028 цвета слоновой кости в пятигорском магазине спорттоваров «Олимп» стоил 7300 руб. «Жигули» были несколько популярнее, и за эти деньги на рынке можно было купить лишь десятилетнюю машину.

Это было в начале 1980-х гг. Очередь в институте подошла, но от «Нивы» за 10300 руб. родители отказались. Во-первых, она не очень нравилась, а, во-вторых, не было столько денег и пришлось бы занимать. А мне «Нива» нравилась, первый раз я её увидел в 1977 г., когда странная и незнакомая машинка серого цвета промелькнула на железнодорожном переезде, куда я таскал бабушку или дедушку гулять для своего наблюдения за автомобилями.

Пока папа раздумывал, «Ниву» увёл профессор Машуков. Папа ждал «двойку», он очень хотел «универсал». А её всё не предлагали. Я до сих пор не могу понять, почему нельзя было согласиться на эту «Ниву» и, продав её сразу же на рынке, заработать те же пару тысяч. Ну не рожден папа коммерсантом, что ж тут поделать! Хотя, с другой стороны, статью о спекуляции никто тогда не отменял.

А вот приятель дядя Коля сумел разобраться, что к чему. Ему по очереди выпала четверка. Стоила она тогда 15600 руб. Он, конечно же, не будь дураком, назанимал денег, купил её и тут же продал на базаре за 25. На работе узнали об этом и возникли неприятности, но в итоге новая «тройка», купленная после этого у барыг за 15, обошлась дешевле госцены. Жена дяди Коли сказала моей маме по секрету, что он плакал, когда продал «Волгу».

А мы всё продолжали ждать папину мечту — ВАЗ-2102 в институтской очереди. В 1981 г. случилось чудо: предложили «пятёрку»! Пока мы с мамой уговаривали папу, а он раздумывал, машину увёл профессор Аванесян. Я был очень зол! Пятёрок тогда было ещё мало. Они смотрелись очень необычно — с прямоугольными фарами, без форточек, с бамперами, похожими на нивовские. Полное отсутствие хрома тоже было в новинку.

Когда в 1980 г. в соседнем дворе появилась первая в городе «пятёрка» цвета томата, мы с мальчишками бегали каждый день на неё смотреть и подолгу стояли у нее. ВАЗ-2105 казался принципиально новой моделью ВАЗа. Подождав ещё годик заветную «двойку» и не дождавшись от государства больше ничего, мы стали ездить по рынкам и объявлениям.

Чуть позже, подсобрав ещё денег, перестали смотреть на ржавые десятилетние «ноль вторые». Свершилось чудо! Нам с мамой удалось убедить упрямца-папу, что другие «Жигули» не хуже. Стали смотреть «шестёрки», «нивы», «пятёрки» (которых стало больше). Все «нивы» оказывались почему-то «убитыми». Их продавали, в основном, какие-то колхозники или кавказские джигиты. У «нив» тогда ещё не устранили заводской дефект — постоянно «летели» крестовины.

«Шестёрка» была самой популярной из «Жигулей» и стоила на чёрном рынке до 18 тыс. руб. У нас было одиннадцать и за эти деньги можно было купить только подержанную. Многие из машин при детальном рассмотрении оказывались «битыми». Возможно, потому что их владельцы «гоняли» чаще, чем хозяева других машин.

Наконец, нашли новую «пятёрку» цвета «охра золотистая». Её продавал врач из Кисловодска, который лечил Брежнева. То ли Леонид Ильич ему её подарил, то ли посодействовал в приобретении — не помню, что он там говорил. Врачу были нужны деньги, и мы, заняв 2000, купили её за 13. Это было в полтора раза дороже госцены. Искренне ваш Алексей Носов.

Поделиться с друзьями: